Организация питания в ДОУ
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.
Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.
Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Примерная масса порций для детей дошкольного возраста
Блюда и кулинарные изделия |
Возраст детей |
|
1-3 года |
3-6 лет |
|
Салаты |
30-50 |
40-60 |
Каша, овощное блюдо |
150 |
180-200 |
Супы |
150-200 |
180-250 |
Порционные мясные, рыбные, творожные, крупяные, яичные блюда, колбасные изделия |
60-70 |
70-80 |
Гарниры |
85-150 |
100-200 |
Напитки (объем порции, мл) |
150 |
180-200 |
Свежие фрукты |
50-100 |
100-150 |
Кондитерские изделия (мучные, сахарные) |
20 |
20 |
Булочные и мучные кулинарные изделия |
40-60 |
50-70 |
Хлеб (масса одного кусочка) |
20 |
20 |
Хлеб (на весь день): – пшеничный – ржаной |
70 30 |
110 60 |
Говоря об организации питания детей в детском саду, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к этому учреждению.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского сада, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в детском саду нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитателям следует кормить его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
- Нередко дети поступают в детский сад в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости следует проводить дополнительную витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированных пищевых продуктов и напитков, а при необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
- Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста /pamyatka_dlya_roditeley_po_formirovaniyu_navykov_p.docx